Вот уж никогда бы не подумал, что мне придется снять со стенки мою старую Voodoo 2 c целью... да, сфотографировать ее для обзора на Guide3D.
Однако судьба распорядилась иначе, ибо сегодня NVIDIA официально анонсировала технологию SLi (scan line interleave), знакомую многим еще со времен 3Dfx Voodoo 2. Напомним, что суть SLi заключалась в объединении двух карт при помощи специального кабеля, и в режиме SLi два ускорителя работали вместе. Картинка для последующего рендеринга разбивалась на полосы, и первый ускоритель занимался обработкой четных полос, а второй – нечетных. Впоследствии полученные изображения сливались, и пользователю выдавалась собранная отрендеренная картинка.
С момента появления Voodoo 2 в 1998 году, как нетрудно посчитать, прошло уже более шести лет, и сегодня, в эпоху повсеместной имплементации программируемых шейдеров, когда качество и реалистичность трехмерных эффектов прогрессировало по сравнению с Voodoo 2 в сотни раз, и уже имеет претензию на фотореалистичность, старая технология SLi воскресла из мертвых и получила реализацию в новейшем семействе видеокарт NVIDIA GeForce 6800 PCI-Express.
Сегодня NVIDIA, купившая несколько лет назад остатки славной 3Dfx вместе со всеми наработками американской компании, официально анонсировала технологию под названием SLi, практически полностью повторяющую суть одноименной технологии 3Dfx шестилетней давности, но имеющую ряд кардинально новых реализаций. Именно о технологии NVIDIA SLi и пойдет всё дальнейшее изложение нашего материала.
SLi – калифорнийская реализация
Как мы все отлично знаем, до недавнего времени все видеокарты имели интерфейс AGP, и установка одновременно двух графических ускорителей с интерфейсом AGP была невозможна, так как все существующие чипсеты поддерживали реализацию исключительно одного AGP-слота. Впрочем, ни у кого и не было особой нужны в использовании двух видеокарт, а посему о возможности спаренной работы видеокарт никто и не думал.
Однако всё меняется, когда приходят «они», а именно, чипсеты и графические ускорители, реализованные на унифицированной шине PCI Express. Теперь, как и раньше, когда видеокарты имели старый и примитивный интерфейс PCI, мы можем установить более одной PCI Express видеокарты в систему, разумеется, если на материнской плате разведено должное количество слотов PCI Express x16.
Соответственно, теоретически, совместная работа двух независимых видеокарт стала возможна, и дело стояло исключительно за конечной реализацией, которая не заставила себя ждать и явилась в виде технологии NVIDIA SLi. Для реализации массива нам потребуются две видеокарты на базе GeForce 6800/6800 Ultra/6800GT с шиной PCI Express и специальная материнская плата с двумя слотами PCI Express x16. Конечная реализация выглядит следующим образом:
Если ранее для соединения двух видеокарт 3Dfx Voodoo 2 использовался гибкий шлейф наподобие обычного шлейфа для флоппи-дисководов, то теперь пропускная способность и чувствительность к наводкам возросли многократно и реализация в виде гибкого шлейфа, естественно была невозможна. Для соединения двух видеокарт NVIDIA применяет небольшую переходную платку:
Такое решение, безусловно, не является самым гибким и целиком зависит от физического расстояния между платами, но придумать что-то иное было, скорее всего, просто нельзя.
Но как же работает SLi? Картинка условно разбивается на две части – верхнюю и нижнюю. Каждый ускоритель занимается обработкой своей части, которые в конечном итоге сливаются и образуют конечный кадр. Подобная реализация значительно проще реализации с полосами, придуманной 3Dfx шесть лет назад. Одна из ключевых фишек реализации заключается в балансировке нагрузки - части разбитой сцены неравны по размеру и картинка разбивается на части с учетом нагрузки на разные ускорители.
Таким образом, нагрузка балансируется между двумя ускорителями, позволяя им работать в полную мощь. Для большей наглядности возьмем пример, приведенный нашими коллегами с Tom’s Hardware – игру FPS или гонки. На нижнюю часть сцены в таких играх нагрузка приходится, как правило, значительно большая, чем на верхнюю, так как нижняя часть имеет множество статических элементов, а в верхней же отображается лишь статичное небо. Переоценить полезность технологии балансировки в данном случае очень трудно.
Недостатки и скорость
Помимо очевидных достоинств технологии SLi можно отметить и ряд недостатков, обоснованных скорее технической реализацией NVIDIA SLi. Если свести все недостатки к ряду лаконичных тезисов, мы получаем следующую картину:
- Высокое энергопотребление – потребуется очень мощный блок питания – не менее 550-600 Вт.
- Из-за малого расстояния между видеокартами, приобретает немалую актуальность вопрос об охлаждении первой платы, ведь воздух перед кулером будет частично нагреваться задней частью второй платы. Однако применимо это исключительно к видеокартам, имеющим двухслотовую систему охлаждения.
- Как итог – очень высокая цена на оборудование.
Второй резонный вопрос заключается в производительности SLi-связки при использовании сложных шейдеров, оперирующих координатами точек и вершин на сцене. Как будут разбиваться сцены со сложными шейдерами и удастся ли калифорнийским инженерам решить проблему разбиения координат?
Оба этих вопроса пока остаются открытыми...
Выводы
Несмотря на название параграфа, выводы делать еще рановато. Актуальность SLi в конечном итоге определит производительность и наличие на рынке материнских плат с двумя слотами PCI Express, коих пока еще анонсировано считанные единицы. Немалую роль играет и вопрос стабильности работы SLi-конфигураций, ведь как мы отметили чуть выше, платы будут расположены практически вплотную. Одним словом, следует воздержаться от преждевременных выводов как минимум до появления SLi-конфигурации в нашей тестовой лаборатории и собственноручного прощупывания производительности и стабильности решения.
Но одно мы можем сказать однозначно – применение технологии SLi по отношению к новейшим решениям отчасти революционно. По своей задумке, SLi – технология очень перспективная. Дело остается лишь за конечной реализацией, от которой, как мы знаем по своему где-то горькому опыту, зависит очень многое.
Иван Притула ([email protected])
http://guide3d.ru/articles/nv-sli/