Вопросы
к итоговому междисциплинарному государственному экзамену
(специальность 030301.65 «Психология»)
1. Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
2. Становление и развитие западноевропейских психологических школ в ХX веке.
3. Особенности развития категориального аппарата психологии и кризис психологической науки в начале XX века.
4. Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.
5. Развитие высших психических функций.
6. Понимание условий и источников развития психики в отечественной психологии.
7. Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.
8. Основные положения теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
9. Кризисы в психическом развитии.
10. Понятие ощущений. Виды и классификация ощущений. Основные свойства ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.
11. Межполушарная асимметрия и ее доказательства.
12. Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований.
13. Категория познания в психологии. Общая характеристика познавательной деятельности. Социокультурная регуляция деятельности.
14. Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе
15. Развитие представлений. Сравнительный анализ психики животных и человека.
16. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификации эмоций.
17. Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
18. Категория деятельности в психологии.
19. Профессиональная деятельность как объект психологического исследования.
20. Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
21. Мышление и интеллект. Этапы развития мышления. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
22. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
23. Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
24. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
25. Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
26. Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.
27. Особенности волевых психических процессов. Структура сложного волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
28. Способности, их измерение и развитие.
29. Понятие и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента со свойствами личности.
30. Категория личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
31. Проблема структуры личности. Подходы к структуре личности.
32. Определение восприятия. Классификация, свойства и особенности.
33. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
34. Проблема периодизации развития личности. Понятия социализации и социальной ситуации развития.
35. Происхождение, природа и пути формирования самостоятельности. Самостоятельность и саморазвитие личности.
36. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности.
37. Характер, его строение и формирование. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
38. Категория общения в психологии. Структура и функции общения.
39. Психологический анализ процессов общения.
40. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.
41. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная информация.
42. Интерактивная и коммуникативная стороны общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.
43. Барьеры непонимания и способы их преодоления.
44. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
45. Классификации нарушений развития с позиций различных психологических школ.
46. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
47. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.
48. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения.
49. Проблема подросткового кризиса.
50. Основные направления и методы исследования малых групп.
51. Анализ нарушений эмоционально-личностной сферы.
52. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления.
53. Психологические характеристики организации как социального объекта.
54. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
55. Типы психологического реагирования на соматические заболевания.
56. Межличностные конфликты в условиях организации и пути их преодоления.
57. Социальная установка: понятие, структура, функции.
58. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. "Образ Я".
59. Практическая психология как отрасль психологической науки.
60. Кодекс психолога и его содержание.
61. Психологическое консультирование как направление практической психологии и его методологические основы.
62. Универсальные цели психологического консультирования.
63. Требования к личности консультанта. Получение психологической информации для организации психологической коррекции.
64. Роль ценностей консультанта в процессе консультирования.
65. Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
66. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
67. Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Консультативный контакт и его параметры.
68. Когнитивное консультирование и его основные этапы.
69. Перенос и контрперенос в консультировании, их причины.
70. Особенности взаимодействия психолога и клиента в индивидуальной беседе.
71. Физические компоненты терапевтического климата. Структурирование консультативного времени и пространства.
72. Обстоятельства конфронтации в консультировании, техника конфронтации.
73. Проблема эффективности психотерапевтической и консультативной работы практического психолога.
74. Содержание и особенности использования интерактивного театрального действия в психологической практике.
75. Психодрама: критерии оценки результатов психодраматической работы.
76. Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
77. Психологическая коррекция как направление практической психологии.
78. Консультирование, центрированное на клиенте. К. Роджерс о необходимых условиях психотерапевтического процесса.
79. Маскотерапия. Маска как психологическая защита.
80. Цели и задачи арт-терапевтической практики в психологическом консультировании.
81. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром "сгорания" и его профилактика.
82. Причины отказа в консультировании.
83. Виды интерпретации в консультировании, техника интерпретации.
84. Арт-терапия: основные направления психологической деятельности.
85. Отношение к постановке диагноза и тестированию в консультировании. Принцип границ в профессиональной компетенции в психодиагностике.
86. Получение психологической информации в работе психодиагноста.
87. Критерии эффективности практической работы психодиагноста.88. Показатели валидности, надежности и дискриминативности психодиагностических процедур и методы их определения.
89. Особенности психодиагностического консультирования в работе с детьми и подростками.
90. Виктимность. Факторы, определяющие виктимное поведение.
91. Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
92. Специфика методов воздействия в специальной психологии.
93. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ.
94. Понятия «социальная ситуация развития» и «зона ближайшего развития». Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
95. Общие и специфические закономерности аномального развития.
96. Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
97. Обучение и развитие. Условия развивающего обучения.
98. Учет индивидуально-психологических особенностей в обучении.
99. Развитие личности в условиях компьютерного обучения.
100. Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала.
101. Специфические проблемы обучения взрослых. Проблема готовности к обучению.
102. Психологические особенности подросткового возраста.
103. Психологические особенности периода молодости, среднего возраста, поздней взрослости.
104. Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.
105. Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
106. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизмы стереотипизации.
107. Рекламное воздействие как объект психологического исследования.
108. Понятие и содержание процесса социализации.
109. Психологическая характеристика процессов управления.
110. Удовлетворенность трудом и лояльность сотрудников как факторы эффективности организации.
111. Содержание, структура и закономерности принятия управленческих решений.
112. Исследование группового принятия решения.
113. Корпоративная культура как объект психологического исследования.
114. Особенности межличностных отношений сотрудников в условиях организации.
115. Направления и средства работы с персоналом в организации.
116. Индивидуально-личностные особенности бизнесменов и имиджмейкерство.
117. Мотивация труда и особенности стимулирования в организации.
118. Закономерности функционирования трудового коллектива как социальной группы.
119. Конфликт в организации как объект психологического исследования.
120. Психологические закономерности делового общения.
121. Методы сбора данных в психологическом исследовании.
122. Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
123. Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.
124. Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.
125. Практические задачи клинической психологии.
126. Психологические основы использования средств массовой коммуникации в процессе управленческой деятельности.
127. Проективное тестирование.
128. Общая характеристика качественных методов социально-психологического исследования.
129. Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
130. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.