Перейти к содержимому


- - - - -

Социальная психология (курс 2)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 aristovan

aristovan

    Абитуриент

  • Студенты
  • Pip
  • 6 сообщений

Отправлено 09 April 2014 - 03:01

нужна курсовая по Социальная психология (курс 2)  если у кого нибудь что то есть прошу отправить на маил [email protected] вот список тем

Дисциплина:
Социальная психология (курс 2)

Юнита 1


Тип работы: Курсовая

1
Аддиктивное поведение  и его профилактика
2
Бихевиористические  теории исследования личности
3
Виды и критерии аддиктивного поведения
4
вклад А.С. Макаренко в развитие учения о малой группе и коллективе
5
Возрастные особенности и причины суицидального поведения
6
Волевая сфера личности и развитие воли
7
Гуманистическое и феноменологическое направления исследования личности
8
Диагностика и профилактика девиаций в подростковый период
9
Диагностика и формирование мотивации у младших школьников
10
Диспозициональные теории исследования личности
11
изучение личности в социальной психологии
12
Индивидуальная и аналитическая теории личности
13
Исследование Я-концепции в социальной психологии
14
Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии
15
Качество получения социально-психологической информации
16
лидерство как феномен группового развития
17
Личность в группе
18
межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения
19
межличностный конфликт и способы его разрешения
20
модели, личностные характеристики и стили  руководства в социальной психологии
21
Мотивация личности как социально-психологическая категория
22
Общая характеристика адаптации и методы ее реализации
23
общение как форма социального взаимодействия
24
Основные компоненты и критерий оценки теории личности
25
основные концепции зарубежной социальной психологии
26
Основные теоретические подходы к изучению малых групп в
27
Основы когнитивной теории и перспективы исследования личности
28
Особенности девиантного поведения  с алкогольной зависимостью
29
Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
30
Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную наку
31
проблема группы в социальной психологии
32
Проблема индивидуальности в социальной психологии
33
Проблема личности в социальной психологии
34
Проблема профессиональной адаптации сотрудников организации
35
Проблема психологической устойчивости в процессе адаптации
36
Проблемы акцентуации характера в социальной психологии
37
Проблемы мотивации в современной социальной психологии
38
Проблемы социализации подростков
39
Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема
40
Психоаналитическая теория личности
41
психологические механизмы и способы воздействия на других людей
42
психологические условия эффективной коммуникации
43
психология межэтнических отношений
44
развитие коммуникативной компетентности общения
45
развитие социальной перцепции в общении
46
роль интуиции и эмпатии в понимании других людей
47
Семейная социализация
48
Современное состояние и проблематика социальной психологии России
49
социализация личности

50
Социализация личности сущность, этапы, содержание
51
Социальная адаптация личности
52
Социальная психологии как область знания история развития и методология
53
Социальная сущность девиантного поведения
54
Социальная установка
55
Социально-когнитивная и теория личности социального научения
56
Социально-психологическая адаптация детей  младшего школьного возраста
57
Социально-психологическая совместимость участников образовательного процесса
58
Социально-психологическая совместимость членов группы
59
Социально-психологические особенности кризисов в развитии семьи
60
Социально-психологические проблемы современных подростков
61
Социально-психологические теории и профилактика агрессивности
62
Социально-психологические факторы агрессивности
63
Социально-психологические факторы личностного развития
64
Социально-психологическое содержание концепции
65
Социально-психологической содержание концепции психологии  г.Лебон
66
Социальные нормы и отклонения личности
67
Структура и регуляция социального поведения
68
Суицидальное поведение и способы работы с лицами, склонными к суициду
69
теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
70
Толерантность как социально-психологическое явление
71
Управление мотивацией персонала организации
72
Эго-теории развития личности
73
Эмоциональная сфера личности
74
Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема


#2 melamoryya

melamoryya

    Доктор наук

  • Студенты
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 385 сообщений

Отправлено 09 April 2014 - 23:23

Основные данные о работе

Версия шаблона
2.1
Филиал
Находкинский
Вид работы
Курсовая работа
Название дисциплины
Социальная психология
Тема
Аддиктивное поведение  и его профилактика
Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

№ контракта



Содержание


Введение...............................................................................................................................3
1 Понятие и характеристики аддиктивного поведения...................................................5
1.1 Понимание аддикции отечественными и зарубежными исследователями.............5
1.2 Аддиктивное поведение: признаки, формы, факторы риска....................................9
2 Психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения........................15
2.1 Проблемы профилактики аддиктивного поведения.............................................16
2.2 Направления профилактики аддиктивного поведения детей и подростков..........19
Заключение.........................................................................................................................24
Глоссарий...........................................................................................................................27
Список использованных источников..............................................................................28
Список сокращений..........................................................................................................30
Приложения.......................................................................................................................31
Введение


Сегодня мир переживает вспышку подросткового алкоголизма, наркомании, гемблинга и других форм аддиктивного поведения.
В наиболее общем понимании аддикция (англ. addiction) – анормальное пристрастие, привыкание к алкоголю, другим наркотикам или психоактивным веществам, а также к некоторым формам поведения, например, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, компьютерным играм и др.
Результаты исследования А.В. Худякова свидетельствуют о том, что «знакомство с алкоголем происходит в достаточно раннем возрасте: к 12 годам его пробовали 61,3 % мальчиков и 78,7 % девочек, к 13 годам — соответственно 72,1 % и 80,2 %, в 14 лет юноши начинают “опережать” девушек — 90,4 % против 84,7 %, а к 15 годам подавляющее большинство подростков, как юношей, так и девушек, оказываются приобщенными к алкоголю (соответственно — 96,6 % и 95,4 %)»
Изучение аддиктивного поведения личности – актуальное направление психологической науки, обеспечивающее понимание многопрофильности и многофакторности сложнейших проблем зависимых людей. В рамках этого направления работает большое количество современных авторов (Алмазов Б.Н., Белогуров С.Б., Березин С.В., Битенский В.С., Вострокнутов Н.В., Зыков О.В., Крейдун Н.П., Кулаков С.А., Курек Н.С., Левин Б.Н., Лисецкий К.С., Мотынга И.А., Личко А.Е., Проценко Е.Н., Терентьева А.В., Файнбург З.И., Христофорова М.И., Якина А.С. и др.). На основе анализа этих работ можно заключить, что любая аддикция связана с серьезнейшими психофизиологическими и структурными изменениями в личности.
Аддикции, это несовершенный способ приспособления индивида к сложным условиям деятельности и общения, это неспособность отдыхать, радоваться, собираться с силами, это гнетущее ощущение беспомощности перед реалиями жизни. В этой связи уход в узконаправленную сферу деятельности (игроманию, употребление химических веществ или болезненную эмоциональную привязанность) – это единственная возможность справиться с жизнью для зависимых личностей.
Психологические усилия, направленные на устранение аддиктивных стереотипов, нередко встречают сопротивление, поскольку решение проблемы нарушает сформировавшееся равновесие, вызывает чувство дискомфорта.
Нарастающая острота проблем аддиктивных расстройств свидетельствует о том, что теоретические и методологические исследования в этой области, на наш взгляд, требуют особого внимания и новых разработок. Так, требуют разработки вопросы комплексного подхода к решению профилактических, коррекционных задач, связанных с формированием реабилитационного пространства.
Учитывая психолого-педагогическую сущность проблемы аддиктивного поведения подростков, эффективность и целесообразность мероприятий предупреждающего характера, очевидным является тот факт, что приоритет в предупреждении зависимого поведения подростков должен быть отдан первичной психолого-педагогической профилактике [5].
Проблема первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения широко обсуждается как в зарубежных исследованиях (W. Miller, G. Brown, G. D. Walters и др.), так и в России (С. В. Березин, К. С. Лисецкий, В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота, М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, Л. П. Николаева, Д. В. Колесов, Р. Р. Гарифуллин, Т. А. Калуженина, С. В. Лидак и др.). В этой связи чрезвычайную важность и насущность представляет вопрос о профилактике аддиктивных расстройств личности.
Целью курсовой работы является изучение аддиктивного поведения и его профилактики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-    Сравнить понимание аддикции отечественными и зарубежными исследователями;
-    Рассмотреть аддиктивное поведение: признаки, формы, факторы риска;
-    Выявить проблемы профилактической деятельности;
-    Изучить направления профилактики аддиктивного поведения детей и подростков.
Основная часть

1 Понятие и характеристики аддиктивного поведения


1.1 Понимание аддикции отечественными и зарубежными исследователями


Сегодня мир переживает вспышку подросткового алкоголизма, наркомании, гемблинга и других форм аддиктивного поведения.
В наиболее общем понимании аддикция (англ. addiction) — анормальное пристрастие, привыкание к алкоголю, другим наркотикам или психоактивным веществам, а также к некоторым формам поведения, например, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, компьютерным играм и др.
Аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [3].
В современной научной медицинской и психологической литературе довольно часто используются понятия «аддикция» и «зависимость». В то же время многие авторы не проводят четкого разграничения этих явлений.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «пристрастие» определяется как сильная склонность, влечение к чему-либо [1].
Пристрастие означает своего рода образ жизни, определяемый всепоглощающим и не поддающимся волевому контролю, компульсивным стремлением к определенным действиям. Навязчивые повторения определенных форм поведения свидетельствуют о сформированности конкретного вида пристрастия.
В современной психологической литературе термин «пристрастие» используется как синоним зависимости [2].
В то же время на Западе людей, у которых наблюдается пристрастие к чему-либо, называют «аддиктами». В переводе с английского языка слово «аддикт» означает заядлый любитель, приверженец, увлекающийся, фанат, поклонник.
В словаре “Longman Dictionary Of Contemporary English” термин «аддикт» имеет два значения: 1) человек, который не в состоянии прекратить принимать препараты (наркотики), 2) тот, кто чем-то очень сильно увлечен и тратит на это увлечение все свое время [3].
По Д. Р. Меерсу «аддикция – это следствие извращения нормальности» [4, с. 164]. Л. М. Доддс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [4, с. 164].
Следовательно, аддикцию можно определить как форму патологического поведения, не соответствующего норме.
Термин «аддиктивное поведение» ввели В. Миллер и M. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость [4].
Авторы данного термина рассматривали аддиктивное поведение как начальную стадию формирования зависимости, но не отождествляли ее с самой зависимостью. Аддиктивное поведение, по их мнению, является предвестником зависимости.
Согласно точке зрения Л. Вёсмер, термин «аddictus» означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги», то есть любая система или объект требует от человека тотального повиновения. Такое поведение выглядит как вынужденное подчинение. В этом случае аддикт – это тот, кто связан долгами, следовательно, он определяется как несвободный, зависимый человек [4]. У большинства наркозависимых лиц существует так называемое «фобическое ядро» – инфантильный невроз, по мнению Л. Вёсмера, являющийся основой их будущей патологии. Как известно, защитой от фобических проявлений являются фантазии, которые в виде безликих защитных систем или персонифицированных защитных фигур оберегают от страхов, уравновешивают их воздействие. Это и является базой зависимости, так как индивидуум ищет поддержки у внешнего фактора – это может быть сексуальный партнер (возникает сексуальная зависимость), наркотик, алкоголь или химическое вещество (возникает наркотическая, алкогольная или химическая зависимость), наконец, сам психотерапевт (возникает психотерапевтическая зависимость). Л. Вёсмер считает, что аддиктивная личность и есть зависимая личность.
Большинство зарубежных исследователей вслед за Л. Вёсмером считают аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. Понимание аддикции В. Миллером и M. Ландри близко к пониманию аддикции отечественного исследователя С. А. Кулакова, который объясняет аддиктивное поведение как некое нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [5]. Большинство российских ученых (В. С. Донских, Е. В. Змановская, Е. П. Ильин, Ц. П. Короленко, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Ю. В. Попов, Н. П. Фетискин и др.) употребляют понятие «аддиктивное поведение» применительно к химическим веществам как форму злоупотребления ими, но еще не состояние зависимости, а также как форму девиантного (отклоняющегося) поведения.
Такое же понимание аддиктивного поведения, как одной из форм девиантного поведения, направленного на поддержание интенсивных эмоций, возникающих как следствие искусственного изменения своего психического состояния посредством приема фармакологических веществ или постоянной сосредоточенностью на предметах и видах деятельности, как средство ухода от реальности, мы находим в работах Б. Д. Карвасарского, П. И. Сидорова, К. В. Судакова и др.
По мнению А. О. Бухановского, суть аддиктивного поведения – способность определенного вида деятельности вызывать развитие интенсивных эмоциональных переживаний, что ведет к возникновению потребности в периодическом изменении своего актуального психического состояния. Приобретая характер доминирования, аддиктивное поведение ведет к нарастающему отрыву от реальности, становится дезадаптивным [6].
Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, Н. В. Дмитриева, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарёва, исследующие проблему аддикции, относят аддиктивное поведение к одной из форм деструктивного (разрушающего) поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды, секса, работы, сети Интернет [7].
«Большой психологический словарь» под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко определяет аддиктивное поведение как форму деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния [8].
Г. Марлатт и его коллеги связывают аддиктивное поведение с «пагубными привычками» [9].
Также к вредным привычкам аддиктивное поведение относят Е. П. Ильин и В. Д. Менделевич [10, 11].
Так, В. Д. Менделевич в структуре аддикции выделяет два компонента: привычку и эмоциональную зависимость.
Первый компонент – привычка – обозначает стереотипную деятельность по реализации зависимого поведения. Она обеспечивает техническую сторону зависимости. Это ритуал, определенная последовательность действий, для осуществления взаимодействия с объектом зависимости. Объектами привычки могут быть различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Переход привычки в неуправляемое пристрастие, одержимость или зависимость начинается с того момента, когда она начинает подавлять, а затем полностью уничтожать естественные наши привычки.
Второй компонент – эмоциональная привязанность, она проявляется в одушевлении объекта зависимости. Эмоциональный компонент обеспечивает субъект-субъектные отношения, придает им личностный характер [11].
Таким образом, общим признаком аддиктивного поведения является стремление уйти от реальности, искусственно изменяя свое психическое состояние, ограничивая его каким-то одним видом деятельности.
Среди отечественных исследователей, использующих термин «зависимость» и «аддикция», одни авторы (В. С. Битенский, С. А. Кулаков, А. Е. Личко и др.) определяют аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующую форму нарушения поведения, другие авторы употребляют данные термины как взаимозаменяемые (А. Е. Войскунский, Е. В. Змановская, С. А. Минаков и др.).
Дж. Алтман с коллегами в своих исследованиях более четко разделили понятия «аддикции» (addiction) и «зависимости» (dependence), ограничивая аддикцию экстремальным или психопатологическим состоянием, когда потерян контроль над употреблением психоактивных веществ (ПАВ).
Таким образом, большинство авторов под аддикцией понимают способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни.
Аддиктивным агентом может быть сигарета, алкоголь, наркотик, секс, которые помогать изменить состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Аддикция – это процесс, который имеет невинное начало, развивается и имеет завершение в форме зависимости к аддиктивному агенту.

1.2 Аддиктивное поведение: признаки, формы, факторы риска


Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Для оценки и отнесения человека к зависимому типу выделяют следующие признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости [3]:
1) неспособность принимать решения без советов других людей;
2) готовность позволять другим принимать важные для себя решения;
3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым;
4) затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку окружающих;
6) плохая переносимость одиночества;
7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость, податливость критике или неодобрению со стороны.
Наряду с зависимостью основное в поведении аддиктивной личности – это стремление к уходу от реальности, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска. Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление — образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения, см. приложение А [3].
Аддиктивное поведение представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход (чаще всего с полной доминацией аддиктивного поведения) [2]. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта).
Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддикции является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести [4]. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи.
Широкий взгляд на аддиктивное поведение и на аддикции в целом позволил выделить три группы зависимостей:
1) химические зависимости – зависимости от психоактивных веществ (ПАВ): курение, токсикоманию, наркотическую, лекарственную и алкогольную;
2) нехимические зависимости:
-    гэмблинг – игровая зависимость (азартные игры);
-    кибераддикция – компьютерная зависимость (компьютерные игры);
-    алиментарная аддикция – нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание);
-    сексуальные аддикции (фетишизм, эксгибиционизм и др.);
-    любовные аддикции;
-    аддикция отношений;
-    работогольная аддикция;
-    аддикция к трате денег;
-    ургентные аддикции;
-    религиозное деструктивное поведение (вовлеченность в секту, религиозный фанатизм).
3) промежуточные формы зависимости – аддикции к еде (переедание и голодание).
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, в то же время некоторые постепенно утрачивают ярлык девиантности (сегодня это, например, привычка пить кофе или есть сладкое) [2].
Спектр аддиктивных зависимостей не ограничивается данным перечнем, в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, кибераддикция). В последние десятилетия в западной литературе появляются публикации, посвященные аддикции упражнений, возникающих в процессе занятий различными видами спорта. В настоящее время круг нехимических зависимостей существенно расширился за счет отнесения к ним «веселого автовождения», «состояний перманентной войны» и духовного поиска, технологических аддикций к мобильным телефонам и просмотру телепередач, религиозного, политического, спортивного, национального фанатизма.
Таким образом, спектр способов аддиктивной реализации личности достаточно обширен, однако исследователи проблемы выделяют общие признаки аддикции, так, R. Brown предложил шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции salience (особенность, «сверхценность»), euphoria (эйфория), tolerance (рост толерантности), withdrawal symptoms (симптомы отмены), conflict (конфликт с окружающими и самим собой), relapse (рецидив).
Формы аддикции и степень тяжести аддиктивного поведения могут быть различными, однако существуют определенные характеристики, присущие большинству аддиктов и не зависящие от конкретного типа аддиктивного поведения.
Психологами выделены некоторые особенности лиц с аддиктивными формами поведения [5]:
1. Сниженная переносимость трудностей в повседневной жизни, обусловленная наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем, что сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью и влечет за собой частые конфликты.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне демонстрируемым превосходством. Проявляется в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых способности аддиктов могут быть объективно проверены.
3. Тревожность, тесно связанная с комплексом неполноценности. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
4. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом стойких эмоциональных контактов. Связана со стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Длительное общение с аддиктами затруднено, отношения как правило поверхностны, они редко способны к глубоким положительным эмоциональным контактам и избегают ситуаций, связанных с ними.
5. Стремление ко лжи. Аддикты отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.
6. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
7. Стремление уходить от ответственности в принятии решений, а также поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
8. Стереотипность поведения. Сложившаяся модель поведения аддикта легко предсказуема, но ее трудно изменить.
9. Зависимость, проявляющаяся в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью; иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
10. Диссонансные переживания. На сознательном уровне они оценивают бесполезность своего поведения и свою личную бесполезность в том числе, а на бессознательном уровне — нежелание прервать зависимость от того или иного объекта аддикции.
Таким образом, аддиктивное поведение связано с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.
Переход аддиктивного поведения в зависимое поведение, как показывает анализ приведенных выше подходов к данной проблеме, определяется рядом факторов, способствующих или препятствующих этому переходу. Риск формирования зависимости оценивают с позиций био-, психо-, социо-, духовной модели, где каждый фактор (наследственность, особенности характера, микро- и макросоциальное окружение, зрелость личности в целом) участвует в формировании болезни.
Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков. Социальные факторы. Микро и макро-социальное окружение являются именно той средой, где проявляются личностные свойства. В свою очередь, на протяжении всей жизни человека окружающая среда оказывает свое влияние на формирование личностных свойств и отдельных реакций. Ряд исследователей считают наркоманию «симптомом семьи». Анализ семейных отношений у подростков-наркоманов выявил, что в семьях воспитанием детей занимались в основном матери, чаще имелись разводы родителей, повторные браки и неполные семьи. Неблагополучные социально-психологические отношения в семье подростков-наркоманов отмечаются в 69% случаев и сочетаются с наследственной отягощенностью алкоголизмом [11].
Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению, любопытство.
Биологические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни, природа употребляемого вещества [12].
К общебиологическим факторам относятся пре-, пери- и постнатальные вредности, способствующие возникновению органической неполноценности структур головного мозга. Наследственность является основой формирования темперамента и личности. Патологические факторы, осложняющие течение беременности (плохое здоровье матери, инфекционные заболевания, курение, прием ряда лекарств и т.д.), осложнения в период родов, болезни и травмы первого года жизни ребенка – все это может вызывать те или иные нарушения центральной нервной системы.
Ряд авторов отмечает значение органической неполноценности структур головного мозга в формировании личностных аномалий, включая аддиктивное поведение. Органическая неполноценность ЦНС может являться основой инфантилизма, эмоционально-волевой неустойчивости, личностной агрессивности. Отягощенная наследственность (алкоголизм, психические расстройства) относятся к факторам риска возникновения аддиктивного поведения.
Исследователями установлен тот факт, что формированию аддиктивного поведения дошкольников способствуют:
-    специфические психологические факторы (восприимчивость, внушаемость) которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление психоактивных веществ или использования нехимических способов аддиктивной реализации;
-    семейные факторы (деструктивные отношения в семье, незнание особенностей и закономерностей развития личности ребенка, неблагоприятные события, переживаемые семьей, аддиктивное поведение самих родителей), которые  могут усугубить протекание внутренних конфликтов, возникающих в кризисные периоды развития, формируют страхи, недоверие к близким людям, неверие в собственные возможности, низкую самооценку, либо установку на принятие аддикции, вследствие срабатывания психологических механизмов подражания, копирования, идентификации, поведенческого научения;
-    общественные факторы (конфликты с воспитателями, одиночество детей в группе, негативные ожидания со стороны воспитателей, стимулирование конкуренции детей), которые способствуют нарушению у детей чувства безопасности в детском саду, снижение самооценки и формирование недоверия к воспитателям.
Таким образом, аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Изменения личности подростка можно рассматривать как психосоциальную деградацию, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

2 Психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения


2.1 Проблемы профилактики аддиктивного поведения


Современный период развития российского общества характеризуется радикальными социально-экономическими преобразованиями, трансформацией института семьи, ослаблением социального контроля, сокращением детских неформальных коопераций, разрастанием сети компьютерных игр с виртуальными партнерами, возрастанием агрессивного информационного потока СМИ.
Изменения целого ряда социокультурных факторов развития и кризисность социально-психологической обстановки приводят к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций, интенсивному и длительному психо-эмоциональному напряжению. Следствием этого является потеря человеком чувства безопасности и страх перед действительностью, порождающие стремление уйти от реальности. В результате множатся формы психической дезадаптации в детском и подростковом возрасте, среди которых самой распространенной, по данным исследований, является аддиктивное поведение.
Особую значимость профилактика аддиктивного поведения у подростков приобретает в связи с кризисностью данного периода развития и с тем, что именно в это время начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым является одним из важнейших направлений профилактического воздействия.
Регуляция аддиктивного поведения подростков осуществляется различными социальными институтами. Общественное воздействие при этом может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу многоаспектности и сложного характера феномена аддиктивного поведения у подростков его предупреждение и преодоление требует целой хорошо организованной системы социальных влияний [6].
Важнейшим направлением деятельности данной системы влияний является профилактика.
Исследователями выделяются различные виды и уровни профилактики. Традиционно рассматриваются первичная, вторичная и третичная профилактика. В частности, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) следующим образом трактует вышеуказанные уровни профилактики: первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, и повышение устойчивости личности к воздействию этих факторов; вторичная профилактика направлена на раннее выявление нарушений и работу с «группой риска»; третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение, коррекция нарушений и расстройств, предупреждение их рецидивов, реабилитация лиц, имеющих какие-либо нарушения [11].
Анализ литературы показывает, что первичная профилактика аддиктивного поведения имеет целью предотвратить возникновение нарушений или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные реультаты развития индивида. Она является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Такая профилактика проводится посредством информирования населения, формирования мотивации на эффективное социально-психологическое, физическое развитие и социально-поддерживающее поведение путем развития протективных факторов здорового социально эффективного поведения, навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого аддиктивного агента. Психологическое воздействие в рамках первичной профилактики реализуется через развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивных стратегий поведения, формирование функциональной семьи [10].
Большинство современных исследователей говорят о том, что малоэффективную негативную профилактику должна сменить профилактика позитивная, в центре внимания которой находится личность и её референтная среда, а основная задача состоит в развитии протективных личностных и средовых ресурсов.
Профилактическая работа с детьми, как за рубежом, так и в России, являясь одним из основных видов профессиональной деятельности, активно развивалась и совершенствовалась преимущественно в таких областях человеческой практики, как медицина, социальная работа, педагогика. Актуальность психопрофилактики как вида психологической помощи стала заметна в отечественной науке и практике в конце 1970-х – начале 1980-х гг. [9].
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что традиционно психопрофилактика рассматривается как вид профессиональной деятельности, имеющий целью предупреждение и предотвращение нежелательных психических и соматических расстройств (И. В. Дубровина, В. Э. Пахальян, В. Г. Казанская и др.). Как правило, употребляя данное понятие, специалисты имеют в виду практику, направленную на: уменьшение факторов риска; усиление внутриличностных протективных факторов; создание таких окружающих условий, которые способствовали бы поддержанию здоровья.
В. Э. Пахальян говорит о том, что сегодня в науке и практике недостаточно представлен аспект, который может быть обозначен как превентивная психология развития личности. Превентивная психология развития личности – прикладная область психологии, занимающаяся изучением закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности с целью создания возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в её развитии. В связи с тем, что большая часть детей посещает учреждения образования и проводит там значительную часть своего времени, у участников образовательного процесса возникает необходимость и реальная возможность обеспечить психолого-педагогические условия, отвечающие требованиям безопасности психологического здоровья детей. Ссылаясь на это, специалисты считают, что психологическая служба образования может и должна рассматриваться в первую очередь как превентивная деятельность. При этом И. В. Дубровина отмечает, что психопрофилактическая работа представляет собой, к сожалению, мало разработанный вид деятельности школьного психолога [7].
Среди проблем организации профилактической работы в системе образования исследователями обсуждаются следующие:
-    характер взаимодействия субъектов образовательного пространства; сохранение старых стереотипов социометрического подхода к ребенку;
-    практика работы, организованная по «принципу работы по обращениям»;
-    характеристики психологического здоровья окружающих ребенка взрослых;
-    недостаток специалистов, способных грамотно и эффективно осуществлять профилактическое воздействие и др.

2.2 Направления профилактики аддиктивного поведения детей и подростков


Анализ литературы показал, что первичная профилактика аддиктивного поведения осуществляется в двух основных направлениях: снижение факторов риска и повышение факторов протекции в его отношении.
В России, США, Западной Европе сложились различные направления первичной профилактики аддиктивного поведения подростков. В основном их развитие и становление происходило в рамках антинаркотической деятельности.
Одним из направлений профилактики аддиктивного поведения является запретительное, реализующееся через механизм, связанный с запугиванием человека, через идею пропаганды опасности употребления ПАВ (психоактивных веществ). По мнению большинства исследователей, низкая эффективность подобной политики в области профилактики доказана практическим опытом. Запугивание может способствовать когнитивно-эмоциональному диссонансу, мотивирующему к данному виду поведения [6].
Сущность информационного направления состоит в предоставлении разного рода информации, касающейся проблемы зависимого поведения в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. При этом, по замечанию исследователей, в некоторых случаях, напротив, раннее знакомство с разного рода девиациями стимулирует интерес к ним. Очевидно, что перспективному развитию этого подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, психологическим, социально-экономическим и другим характеристикам. Весьма сложными аспектами информационного направления профилактики являются форма предоставления и компетентность специалистов, реализующих профилактические мероприятия [11].
Одним из направлений профилактики является пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. Модель здорового образа жизни основана на представлениях о важности личного выбора и личной ответственности за здоровье, гармонии с окружающим миром и своим организмом. В ходе работы в рамках данного направления поощряется развитие альтернативных привычек, которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой аддикции. Подход, основанный на деятельности, альтернативной аддиктивному поведению, базируется на представлениях о его заместительном механизме. Альтернативными формами активности исследователями признаны: познание (чтение, путешествия), испытание себя (походы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Данный подход, так или иначе, реализуется практически во всех программах оказания помощи, а практика его реализации доказывает свою эффективность.
Еще одно направление профилактики было условно названо личностно ориентированным. Целью данного направления работы является формирование личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, верить в свои силы и возможности. Именно это направление профилактики, в основе которого лежит развитие и оптимизация протективных личностных факторов, является, на наш взгляд, наиболее конструктивным и эффективным. В рамках этого направления исследователями выделяются различные варианты работы:тренинг резистентности к негативному социальному влиянию, модель «аффективно-ценностного» обучения (Е. В. Змановская), модель формирования жизненных навыков (ФЖН) (С. В. Березин, К. С. Лисецкий, В. Д. Менделевич, М. А. Ковальчук, М. И. Рожков и др.).
Под жизненными навыками авторами понимаются наиболее важные социальные умения личности: умение общаться, поддерживать дружеские связи, конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Однако личностно ориентированный подход, во всем многообразии своих моделей, более всего согласуется с целью современной позитивной профилактики аддиктивного поведения подростков и представляется нам достаточно эффективным, хотя и трудоемким. Очевидно, что каждое из вышеперечисленных направлений профилактики имеет как преимущества, так и недостатки, важно уметь использовать их адекватно и в комплексе [6].
В научной литературе рассматривается и анализируется опыт первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в разных странах. При этом можно сделать вывод, что наиболее широкое распространение в современном мире получают профилактические программы ФЖН. Сегодня программы ФЖН еще относительно молоды, и еще многое необходимо узнать о потенциальных возможностях, условиях и ограничениях их успешного применения.
Многие исследователи подчеркивают, что проблема аддиктивного поведения детей и подростков комплексная, и ведущая роль в её решении должна принадлежать сфере образования. Одновременно с этим, они отмечают, что психолого-педагогическое направление работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения является слабым звеном [4]. Исследователи также указывают на противоречие между существованием большого количества разработанных профилактических программ, реализация которых в учреждениях образования сопровождается солидными материальными вложениями, и их недостаточной эффективностью. В качестве основных причин сложившейся ситуации учеными называются, во-первых, отсутствие в программах адекватной концептуальной основы, учитывающей сущностные психологические механизмы профилактического воздействия, и, во-вторых, катастрофическая нехватка специалистов, способных оказывать эффективное профилактическое воздействие, низкий уровень подготовки педагогических работников к работе по профилактике аддиктивного поведения подростков.
Резюмируя вышесказанное, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
-    профилактика представляет собой систему общих и специальных мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо нежелательных явлений; психопрофилактика является малоразработанным видом деятельности в практической психологии образования; особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает в подростковом возрасте;
-    психолого-педагогическая сущность аддиктивного поведения подростков обусловливает приоритет в работе первичной психолого-педагогической профилактики, ориентированной на усиление защитных факторов и системы личного противостояния зависимости; сущность первичной психолого-педагогической профилактики в условиях образовательных учреждений состоит в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на развитие протективных ресурсов школьников;
-    психолого-педагогическое направление первичной профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях образовательных учреждений является слабым звеном; низкая эффективность первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в учреждениях образования связана с отсутствием адекватной концептуальной основы профилактических программ, а также с низким уровнем подготовки педагогических работников к профилактической работе; наибольшее распространение в рамках первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков получают программы ФЖН.
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
-     Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
-     Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
-     Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Заключение


Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его  жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
Психолого-педагогическая профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний детей и подростков в образовательных институтах, на всемерное укрепление здоровья.
Психолого-педагогическая профилактика включает:
1. Диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ и патологическому гемблингу;
2. Выбор психолого-педагогических методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
3. Проведение психолого-педагогической профилактики на всем протяжении подросткового периода.
Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
По существу идея продуктивной психолого-педагогической профилактики сводится к воспитанию гармоничной разносторонней личности. Это в полной мере относится к профилактике как химических, так нехимических аддикций. Основа профилактики зависимого поведения – в разнообразии интересов человека. Поэтому не следует заставлять ребенка или подростка заниматься преимущественно чем-то одним, как бы «полезно» для здоровья или развития интеллекта это ни казалось. Чем богаче духовный мир, тем меньше вероятность развития любой зависимости.
В психолого-педагогической профилактической работе особо значимыми являются направления, учитывающие индивидуальные личностные особенности подростков: формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механизмов; включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики в качестве субъектов оказания помощи сверстникам, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни; формирование личной ответственности за свое поведение. При разработке программы индивидуального психолого-педагогического профилактического воздействия главная цель заключается в изменении личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Основной круг задач школы и семьи включает: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; конструктивного общения; чувства социальной ответственности и дисциплины.
При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:
-    направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
-    поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
-    отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
-    терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса;
-    активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.
Главная форма психолого-педагогической профилактики – отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям.
Таким образом, индивидуальная профилактика требует учета активности личности, желания способствовать, либо препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ускорение процесса формирования общей положительной направленности поведения индивида.
Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить комплексный характер, так как только при таком воздействии внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности, способствуют позитивному ее развитию.


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1
Аддиктивное поведение
это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то
в целях саморегуляции или адаптации
2
Аддикция  
анормальное пристрастие, привыкание
3
Анозогнозия
отрицание болезни или ее тяжести
4
Гемблинг
патологическая склонность к азартным играм
5
Деструктивное поведение
разрушающее поведение отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни
6
Кибераддикция  
компьютерная зависимость (компьютерные игры)
7
Привычка
обозначает стереотипную деятельность по реализации зависимого поведения
8
Нехимическая аддикция
это зависимость от поведенческого паттерна, а не от психоактивного вещества.
9
Ургентная аддикция
зависимость от состояния постоянной нехватки времени
10
Химическая аддикция
зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, сигарет)
11
Эмоциональная привязанность
проявляется в одушевлении объекта зависимости
Список использованных источников

1
Приказ Министерства образования РФ от 28. 02. 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 22.01.2014.
2
Воробьёва С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков. [Текст] // Народное образование. – 2013. – № 3. – С. 59-62.
3
Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями. [Текст] // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. № 1. – С. 232-235.
4
Мазниченко М.А., Нескоромных Н.И. Социальные зависимости подростков: сценарии возникновения. [Текст] // Социальная педагогика. 2013. № 2. С. 83-94.
5
Попель Н.В., Плешакова Д.Р. Психологические особенности старшеклассников, склонных к игровой компьютерной зависимости. [Текст] // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. – 2012. – № 1. – С. 54-59.
6
Сидорин М.В. Особенности социально-психологических взаимосвязей аддиктивной личности. [Текст] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –  2009. – Т. 11. № 4-4. – С. 959-963.
7
Симатова О.Б. Проблемы и возможности школы в отношении профилактики аддиктивного поведения учащихся. [Текст] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 11. – С. 070-075.
8
Тараканова В.В., Волкова И.В. Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением. [Текст] // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 5. – С. 22-28.
9
Тончева А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте. [Текст] // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 131-136
10
Фадеева С.В. Факторы риска развития наркотической и компьютерной зависимости в подростковой среде. [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2010. –  № 5. – С. 217-224.
11
Чухрова М.Г., Ермолаева А.В. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2. – С. 231-234.
12
Ярославцева Н.А., Зубков М.Б., Ярославцев А.С. Аддиктивное поведение подростков и его профилактика в образовательной среде. [Текст] // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 27.
Список сокращений


ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ФЖН – формирование жизненных навыков
ЦНС – центральная нервная система
ПАВ – психоактивные вещества
т.е. – то есть
т.д. – так далее
т.к. – так как
см. – смотри

Приложения

А


#3 melamoryya

melamoryya

    Доктор наук

  • Студенты
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 385 сообщений

Отправлено 09 April 2014 - 23:24

только полностью не копируйте!!!!
переделайте сами.....под себя!

#4 aristovan

aristovan

    Абитуриент

  • Студенты
  • Pip
  • 6 сообщений

Отправлено 21 March 2016 - 07:15

Помогите с курсовой по Педагогической психологии (курс 3)  если у кого нибудь что то есть прошу отправить на маил [email protected] вот список тем:

1
анализ подходов к образованию как системе, процессу и результату
2
анализ психологических факторов успешного обучения
3
анализ теории и практики развивающего обучения в современных условиях
4
значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий для формирования у студентов вузов различных компетенций
5
историческое развитие предмета и методов педагогической психологии
6
концепция развития и обучения индивида в культурно - исторической теории Л.С. Выготского
7
мотивация как важнейший компонент учебной деятельности: условия и особенности формирования у школьников
8
обучение как процесс управления: теоретические положения и практика реализации
9
основные тенденции современного общего и профессионального образования в России
10
педагогика сотрудничества в контексте современных образовательных тенденций
11
практика применения в вузе ассоциативно-рефлекторной концепции обучения
12
проблема соотношения обучения и развития в истории психологии
13
проблемное обучение: ключевые аспекты истории, теории, практики
14
профессионализм педагога: стадии становления и  развития
15
психологическая теория воспитания: современное состояние и перспективы развития
16
психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях
17
психологическая характеристика педагогической деятельности
18
психологическая характеристика учебной деятельности
19
разностороннее развитие личности как ключевая цель образования
20
современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
21
специфика психологии обучения школьников начальных классов
22
сущность, содержание и особенности знаково-контекстного обучения
23
Сущность, содержание и особенности проектировочной деятельности педагога
24
характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения
25
характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Добро пожаловать!
Что бы получить полный доступ ко всем форумам, созданию тем и многому другому, пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь.
Вы можете не тратить время на скучную анкету, а просто войти с помощью вашей любимой социальной сети в правом верхнем углу ;)