Общая психология
-
Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
-
Особенности становления идей о душе в Античности (Аристотель, Демокрит, Платон)
-
Становление психологии как самостоятельной науки в 19 веке: причины, направления, школы.
-
Становление и развитие западноевропейских психологических школ в ХX веке.
-
Особенности развития категориального аппарата психологии и кризис психологической науки в начале XX века.
-
Основные положения теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
-
Высшие психические функции человека. Определение понятия, характеристика строения и развития.
-
Психика. Понимание условий и источников развития психики в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев).
-
Структура и функции познавательных психических процессов. Общие и отличительные особенности.
-
Понятие ощущений. Виды и классификация ощущений. Основные свойства ощущений.
-
Проблема исследования порогов чувствительности (Фехнер, Вебер, Декарт). Абсолютный и относительный пороги ощущений.
-
Функциональная асимметрия мозга и ее доказательства.
-
Общее представление о памяти. Классификация видов памяти. Основные направления исследований.
-
Определение восприятия. Классификация, свойства и особенности.
-
Развитие представлений. Сравнительный анализ психики животных и человека.
-
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификации эмоций.
-
Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Типы мотиваций.
-
Мотив и мотивация. Закон Йеркса-Додсона.
-
Концепции мотивации.
-
Психология воли. Классификация воли. Методы диагностики волевых процессов.
-
Особенности волевых психических процессов. Структура сложного волевого действия. Волевые качества личности и их формирование
-
Психические состояния как объект исследования. Управление психическими состояниями. Проявление психических состояний в деятельности.
-
Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
-
Категория деятельности в психологии.
-
Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.
-
Мышление и интеллект. Этапы развития мышления. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
-
Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
-
Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
-
Категория потребности в психологии. Основные подходы к классификации потребностей. Проблема базовых потребностей человека.
-
Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
-
Понятие и типы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Связь темперамента со свойствами личности.
-
Характер, его строение и формирование. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
-
Способности, их измерение и развитие.
-
Категория личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
-
Проблема структуры личности. Подходы к структуре личности.
-
Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
-
Проблема периодизации развития личности (концепции).
-
Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Я-концепция личности: структура, функции.
-
Категория общения в психологии. Структура и функции общения.
-
Психологический анализ процессов общения.
-
Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления.
-
Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная информация.
-
Интерактивная и коммуникативная стороны общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.
-
Барьеры коммуникации и способы их преодоления
-
Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления.
-
Основные направления и методы исследования малых групп.
-
Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.
-
Межличностные конфликты в условиях организации и пути их преодоления.
-
Социальная установка: понятие, структура, функции.
-
Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
-
Понятие и содержание процесса социализации.
-
Виктимность. Факторы, определяющие виктимное поведение.
-
Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
-
Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
-
Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
-
Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизмы стереотипизации.
-
Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.
-
Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Классификации нарушений развития с позиций различных психологических школ.
-
Понятия «социальная ситуация развития» и «зона ближайшего развития». Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
-
Кризисы в психическом развитии (концепции, определение).
-
Сюжетно-ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
-
Обучение и развитие. Условия развивающего обучения.
-
Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала. Учет индивидуально-психологических особенностей в обучении.
-
Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе
-
Психологические особенности раннего детского возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
-
Психологические особенности младенчества (новообразования, социальная ситуация развития)
-
Психологические особенности дошкольного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
-
Психологические особенности младшего школьного возраста (новообразования, социальная ситуация развития)
-
Психологические особенности подросткового возраста (новообразования, социальная ситуация развития, подростковый кризис).
-
Психологические особенности юношества (новообразования, социальная ситуация развития)
-
Психологические особенности периода молодости, среднего возраста, поздней взрослости.
-
Практическая психология как отрасль психологической науки.
-
Психологическое консультирование как направление практической психологии и его методологические основы.
-
Требования к личности консультанта. Кодекс психолога и его содержание. Способы применения методов психологической коррекции.
-
Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
-
Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Консультативный контакт и его параметры.
-
Когнитивное консультирование и его основные этапы.
-
Перенос и контрперенос в консультировании, их причины.
-
Особенности взаимодействия психолога и клиента в индивидуальной беседе.
-
Обстоятельства конфронтации в консультировании, техника конфронтации.
-
Психодрама: критерии оценки результатов психодраматической работы.
-
Психологическая коррекция как направление практической психологии (методы, направления).
-
Консультирование, центрированное на клиенте. К. Роджерс о необходимых условиях психотерапевтического процесса.
-
Цели и задачи арт-терапевтической практики в психологическом консультировании.
-
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
-
Причины отказа в консультировании.
-
Отношение к постановке диагноза и тестированию в консультировании. Принцип границ в профессиональной компетенции в психодиагностике.
-
Особенности психодиагностического консультирования в работе с детьми и подростками.
-
Получение психологической информации в работе психодиагноста.
-
Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
-
Показатели валидности, надежности и дискриминативности психодиагностических процедур и методы их определения.
-
Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения.
-
Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.
-
Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.
-
Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
-
Использование проекции и проективного метода в психодиагностике.
-
Общая характеристика качественных методов социально-психологического исследования.
-
Методы математико-статистической обработки данных в психологическом исследовании.
-
Эксперимент. Планирование эксперимента.
-
Взаимодействие экспериментатора и испытуемого. Артефакт. Виды артефактов и их источники.
-
Экспериментальные планы. План 2х2. Понятие зависимой и независимой переменной.
-
Профессиональная деятельность как объект психологического исследования.
-
Закономерности функционирования трудового коллектива как социальной группы.
-
Особенности межличностных отношений сотрудников в условиях организации.
-
Мотивация труда и особенности стимулирования в организации.
-
Специфические проблемы обучения взрослых. Проблема готовности к обучению.
-
Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.
-
Типы психологического реагирования на соматические заболевания.
-
Специфика методов воздействия в специальной психологии.
-
Общие и специфические закономерности аномального развития.
1. Понятие «корпоративная культура», ее составляющие.
2. Организационные структуры. Классификация, отличительные особенности.
3. Стили управления. Отличительные особенности.
4. Процесс принятия решений. Модели поведения руководителя в процессе принятия решений.
5. Имидж организации. Формирование благоприятного имиджа организации.
6. Деловое поведение, его характеристики. Базовые установки на деловое поведение.